![]() |
#1 | |||
CHIKOTILO
Гость
|
![]()
Начиная с этого года маркетологам мобильных операторов придется особенно постараться: такой способ конкурентной борьбы, как снижение стоимости минуты разговора, можно считать исчерпанным. Цены на рынке мобильной связи практически достигли минимума, а значит, привлечь абонентов бесплатной минутой уже невозможно. Операторы переходят от примитивной ценовой конкуренции к более цивилизованной – битве продуктов.
Развязав в начале прошлого года тарифную войну, мобильные операторы ускорили процесс эволюции рынка мобильной связи. По данным iKS-Consulting, на начало этого года в Украине насчитывалось 55,58 млн абонентов сотовой связи, что почти на 13% больше, чем год назад. Это означает, что в Украине при населении 46,4 млн человек уже достигнут уровень номинального проникновения мобильной связи в 120% – цифра, сопоставимая с показателями в развитых странах. Отметим, что темпы прироста абонентской базы в 2007 году (13%) существенно снизились по сравнению с показателями за 2006-й (63,1%) и тем более за 2005 год (117%). В натуральном выражении это означает, что совокупная абонентская база всех операторов сотовой связи Украины за январь-декабрь прошлого года увеличилась на 6,38 млн пользователей, тогда как в течение 2006 года – на 19 млн. Уровень номинального проникновения за 2007 год вырос со 105,1% до 119,8%. Основную долю подключений в прошлом году внесли операторы "Астелит", увеличивший свою абонентскую базу за этот период почти на 3,3 млн пользователей, или на 59%, и "Киевстар" – около 2,1 млн абонентов, или 9,7%. При этом основным инструментом конкурентной борьбы весь прошлый год оставалась цена. Звонки на чужие сети подешевели примерно в два раза, а внутрисетевые звонки практически обесценились: запас рентабельности, который операторы так лихо тратили в течение прошлого года, подошел к концу. Один из последних мощных примеров ценовой конкуренции – МТС. Компания пошла на очень смелый, но, вероятно, вынужденный шаг – после запуска нового брэнда стерла ценовую границу между основной тарифной линейкой МТС и молодежным предложением Jeans*. Звонки между абонентами этих торговых марок приравнялись к межсетевым. Результаты такой политики привели МТС к снижению маржи в III квартале 2007 года. Показатель OIBDA у МТС за III квартал уменьшился на 6% и составил $219,7 млн. В отличие от своего основного конкурента, "Киевстару" удалось сохранить положительную динамику EBITDA: в III квартале 2007 года этот показатель составил 1,981 млрд норвежских крон, что примерно на 8% больше показателя III квартала 2006 года. Эксперты отмечают, что "Киевстару", в отличие от МТС, не пришлось повышать затраты на улучшение качества услуг в связи с ребрэндингом, поэтому лидеру удалось увеличить основные финпоказатели. "´Киевстар´ в этом году не так активно принимал меры по улучшению качества услуг – за счет этого он и выиграл",– говорит аналитик ИК Foyil Securities Станислав Картавых. С ним соглашается аналитик ИК Concorde Capital Александр Паращий. По его словам, за девять месяцев EBITDA "Киевстара" выросла более чем на 20% по сравнению с 2006 годом, а МТС – только на 4%. Но надо учитывать, что у МТС были дополнительные затраты на ребрэндинг, а также развертывание сети CDMA-450. "Запуская новый брэнд, МТС значительно уменьшила тарифы, что не было компенсировано соответственным увеличением трафика. Это и обусловило снижение выручки от одного абонента",– говорит господин Паращий. Эксперты также обращают внимание на снижение у МТС маржи OIBDA в III квартале с 56,4% до 50,1%, в то время как у "Киевстара" этот показатель практически не изменился. Снижение маржи OIBDA, по мнению экспертов, свидетельствует об снижении темпов роста доходов, что обусловлено низким приростом абонентов. По данным iKS-Consulting, с января по декабрь 2007 года МТС подключила всего 1148 абонентов, тогда как "Киевстар" – более 2 млн новых клиентов. Акционеры "Киевстара" пока довольны работой компании. "Несмотря на то что украинский рынок практически насыщен, команде ´Киевстара´ удалось улучшить финпоказатели в 2007 году. Более того, мы ожидаем роста и в этом году. При этом мы понимаем, что сохранять динамику за счет привлечения новых клиентов очень трудно, поэтому будем внедрять новые сервисы и стимулировать пользователей потреблять больше услуг",– говорит президент и исполнительный директор Telenor Йон Фредрик Баксаас. Разные подходы Очевидно, что на проблему насыщения рынка "МТС-Украина" и "Киевстар" начали реагировать по-разному. Точнее, ярко выраженная реакция пока наблюдается только у одного оператора. Еще в середине прошлого года МТС, сменив брэнд, сообщила, что сконцентрируется на удержании клиентов и программах лояльности, так как наращивание абонентской базы любой ценой ведет только к потере маржи. Таким образом, отказавшись от дальнейшей ценовой войны, МТС первой из двух гигантов решила использовать в качестве основного инструмента конкуренции новые продукты. Осенью прошлого года оператор предложил несколько интересных услуг, среди которых мобильный широкополосный доступ в интернет по технологии CDMA-450 (услуга "МТС-Коннект") и широко известный в мире сервис для корпоративных клиентов BlackBerry. Сегодня сеть CDMA-450 покрывает семь крупнейших городов, а к концу текущего года компания обещает обеспечить покрытие по всей территории Украины. "Ключевая инициатива этого года – переход от продуктового маркетинга к сегментно-ориентированному. Недавно мы запустили новый тариф для коротких звонков ´МТС-Копейка´ – для тех, кто привык говорить часто, но недолго, а также Jeans-SMS – специальное предложение для активных пользователей этого сервиса,– говорит пресс-секретарь ´МТС-Украина´ Алена Городецкая.– Речь идет не только о потребительских группах, но и о региональных и сезонных предложениях. Например, в прошлом году у нас было сезонное предложение для Крыма и южных областей Украины – ´МТС Турист´". Директор по маркетингу "Украинских радиосистем" (ТМ "Билайн") Антон Володькин утверждает, что продажи стартовых пакетов еще некоторое время будут продолжаться. "Ежемесячно от 0,5 млн до 1 млн абонентов меняют оператора. Опыт европейских стран показывает, что это будет длиться до тех пор, пока мелкие игроки не наберут до 10% абонентов",– говорит господин Володькин. Однако, по его словам, компания все же намерена следовать примеру конкурентов. "Сейчас как раз начинается игра, в которой можно попасть в сегмент, а можно и не попасть. Мы знаем опыт ´Киевстара´ в Донецке. Они предложили пакет, в котором тариф составлял ноль на звонки внутри сети и 0,40 грн – на другие сети, а это заведомо убыточно, ведь цена – ниже стоимости интерконнекта. В результате они получили абонентскую базу, но с убытком. На какой сегмент мы будем делать ставку в этом году – наша коммерческая тайна",– говорит господин Володькин. В компании "Астелит" также говорят, что планируют в дальнейшем придерживаться стратегии сегментированного маркетинга и представить несколько специальных продуктов для различных сегментов общества, которые объединят в себе привлекательные услуги сотовой связи с не-GSM услугами. "Кроме того, мы планируем развивать дополнительные направления, а именно услуги передачи данных",– говорит PR-менеджер life ![]() Дополнительные возможности Огромным потенциалом обладают традиционные дополнительные услуги, однако операторы пока не уделяют должного внимания их развитию – нет специального контента, видео и т. п. В значении дополнительных услуг для конкурентного преимущества сомневаться не приходится. В 2007 году наглядным примером требовательности абонентов стал "Голден Телеком": отток клиентов за прошлый год составил почти 8,5 тыс. из 50 тыс. абонентов. Эксперты говорят, что клиенты "Голден Телекома" – в основном представители малого и среднего бизнеса, и дешевыми звонками их не заманишь. "Проблема в том, что в сети ГТ нет такой обязательной услуги, как передача данных. Сеть не поддерживает EDGE и GPRS. Сегодня без этого уже невозможно представить мобильную связь",– говорит консультант Netton CG Роман Химич. |
|||
![]() |
©
|
Мобильник 2002-2010 О проекте |
Перевод: zCarot |
|