![]() |
#1 | |||
Модератор
Министр мобилизации
|
![]()
Глава оператора life
![]() - Как вы оцениваете результаты третьего квартала? - В третьем квартале мы показали рост всех основных финансовых и операционных показателей (абонбаза выросла на 120 тыс., а APRU - на 19%, - ред.). Такие результаты стали отражением нашей стратегии RED2, направленной на региональное развитие, операционное совершенство, дифференциацию и передачу данных. Более того, результаты квартала подтвердили, что мы выбрали правильную стратегию на лето, ориентированную на пользователей роуминг-услуг. Динамика третьего квартала стала результатом целого ряда инициатив, которые life ![]() - Чем объясняете такую динамику доходности? - Ростом общего APRU и абонентской базы. При этом на первое место я бы поставил увеличение трехмесячной активной базы (на 13% до 7,1 млн.), поскольку именно этот показатель является для нас главным. Вторым ключевым показателем мы считаем EBITDA: в третьем квартале он вырос на 25% по сравнению с прошлым годом и достиг $26,8 млн. Маржа EBITDA составила 25,8%. - Кроме абонентской базы, какие еще факторы повлияли на рост? - Сегодня мы начинаем пожинать плоды нашей региональной стратегии, на которой сконцентрировались с начала года. Например, на западе и востоке, которые являются для нас регионами активного роста, в третьем квартале мы добились роста абонентской базы в 18% и 15% соответственно, по сравнению с прошлым годом. В центре, где у нас стабильно высокая доля проникновения и фокус на удержании абонентов, рост составил почти 5%. - А почему абонентская база выросла так резко (по отчетам iKS-Consulting, на 120 тыс.)? - Третий квартал охватывает летний период, поэтому сезонность является еще одним важным фактором квартального роста. Этим летом мы приложили максимум усилий, чтобы выиграть борьбу за туристов, приезжающих в Украину. Количество пользователей обновленного тарифного плана "Турист life ![]() Есть еще третий драйвер роста – это роуминг. Цену на мобильный интернет в роуминге мы снизили в 100 раз – до 99 коп. за мегабайт трафика. Поэтому в третьем квартале потребление мобильного интернета в роуминге выросло почти в пять раз, по сравнению с прошлым годом. - Есть ли данные по оттоку абонентов? - Что касается показателя оттока в сети life ![]() - Как вам удалось договориться с роуминг-партнерами? Ведь операторы связи ранее не раз заявляли, что цены на роуминг зависят не только от них... - Все верно, роуминг – это двустороннее соглашение, в котором вопрос ценообразования зависит от обеих сторон. В то же время, договоренности - это всегда результат переговоров. В этом году нам удалось достичь таких соглашений, которые позволили life ![]() Особенно для нас важно было договориться с российскими операторами, учитывая рост потока туристов в Украину именно из этой страны. Это было весьма непросто, учитывая тот факт, что оба наших конкурента имеют материнские компании в России. Тем не менее, мы убедили партнеров в том, что life ![]() ![]() - Можете структурировать доход в третьем квартале по видам услуг? - Отдельно хочу выделить рост пользования мобильным Интернетом. Сегодня в целом на рынке стала более заметной тенденция к увеличению числа пакетных предложений, способствующих росту потребления мобильного Интернета. Кроме того, происходит углубление тренда к сегментации Интернет-услуг. В своих предложениях мобильные операторы все больше фокусируются на детальном анализе поведения абонентов для последующей разработки персонализированных сервисов. Например в нашу линейку Интернет-услуг входят 10 пакетных предложений, базирующихся на различных моделях потребления. По моему мнению, подобная кастомизация Интернет-предложений будет только расти. Все абоненты разные: кому-то достаточно просматривать свою почту раз в день, а кому-то нужно постоянно быть в онлайне и всегда иметь доступ к любимым сайтам, форумам, социальным сетям и прочему. На протяжении этого года мы наблюдаем рост числа смартфонов в сети life ![]() Например, за год, если сравнивать с сентябрем прошлого года, количество iPhone и iPad на ОС Apple в сети life ![]() - Что можете рассказать о голосовых услугах и дополнительных сервисах, какое место они занимают в доходах? - В этом отношении о многом говорит наш показатель ARPU, который в третьем квартале вырос на 19% до $5,1 на абонента. Мы видим рост пользования голосовыми услугами, в частности увеличивается доля международных звонков: с начала года в Западном регионе мы зарегистрировали рост исходящего международного трафика на 25%. Что касается объемов внутрисетевого трафика и звонков на внешние сети, то здесь существенных изменений не произошло. Традиционно популярной услугой остается SMS. Она настолько плотно вошла в наш обиход, что некоторым нашим абонентам не хватает даже 1200 SMS в месяц (включенный пакет в одном из тарифов оператора). Могу сказать, что относительно MMS прогнозы рынка были слишком оптимистичны – эта услуга не смогла составить достойную конкуренцию по динамике роста тем же SMS. С появлением социальных сетей, таких как Facebook и ВКонтакте, доля MMS в портфеле услуг еще больше снижается. Я уверен, что короткие электронные сообщения в будущем будут базироваться на мобильных платформах, как это реализовано в пятой версии iOS. - Ваши конкуренты недавно запустили брендированные смартфоны в низком ценовом сегменте. Вы уже запускали подобные предложения в прошлом году, планируете повторить? - Когда мы вводили life ![]() Сейчас, когда на рынке смартфонов сформировалась серьезная конкуренция, мы считаем, что в ситуацию вмешиваться не стоит - мы не видим себя в роли конкурента Samsung, LG или Apple... Бизнес мобильных устройств (hardware) не является для нас корневым, но мы продолжаем анализировать, что еще можем предложить рынку. - Интересны ли вам в этом ключе планшеты? - Перефразирую свое любимое выражение о том, что у производителей контента и мобильных операторов разная структура ДНК – у производителей мобильных устройств и у мобильных операторов эта разница еще существенней. Поэтому если мы будем видеть, что рынку передачи данных нужен новый толчок, мы сделаем все, чтобы опять выступить в роли катализатора. В то же время мы четко понимаем, что это направление не является для нас основным бизнесом, и конкурировать с компаниями, для которых он таковым является , весьма сложно. - Проводили ли вы переговоры с Apple по дистрибуции смартфонов? Ваши конкуренты заявили, что "смотрят в эту сторону". - В какую же еще сторону смотреть, если половину доходов на рынке смартфонов получил Apple (улыбается). Не могу раскрывать информацию о ходе переговоров, но мы очень ориентированы на опыт нашего акционера - Turkcell, который является одним из крупнейших партнеров Apple не только в Турции, но и в мире. Кроме того, у Turkcell есть колоссальный опыт в области приложений и мобильной рекламы, который нас очень интересует. Например, в последнем интервью журналу Fortune глава Turkcell говорил о том, что по данным Ericsson, мобильный интернет Turkcell в Турции – самый быстрый в мире. Соответственно это косвенно способствует проникновению смартфонов и повышению пользовательского опыта . Так что можно смело говорить о том, что большой преградой для проникновения смартфонов в Украине, и в том числе для выхода таких компании как Apple на украинский рынок, является отсутствие полноценного 3G. - Кстати о 3G, Астелит подавал заявку на участие в конкурсе на покупку Utel? Недавно Георгий Дзекон сообщил о том, что переговоры по продаже вступили во вторую стадию... - В связи с ограничениями по конфиденциальности мы не можем детально комментировать этот вопрос. Мы всегда подтверждали свою заинтересованность в лицензии 3G, хотя считаем, что все разумные сроки по ее выдаче на государственном уровне уже прошли. Европа уже вошла в стадию коммерческой эксплуатации технологии 4G/LTE. В любом случае, когда бы не появилась лицензия на рынке, любому оператору, получившему ее, понадобится минимум 1-1,5 года для разворачивания национальной сети, а значит, абоненты Украины начнут использовать новые технологии позже других жителей Европы. - Что вы будете делать, если лицензию получит кто-то из ваших конкурентов? - Мы просчитываем разные сценарии, и как прагматичная компания готовы к любым из них.
__________________
lifecell |
|||
![]() |
![]() |
©
|
Мобильник 2002-2010 О проекте |
Перевод: zCarot |
|