мастерклон
28.06.2008, 00:33
Александр Панченко, «Сегодня»
За время существования у нас мобильной связи число абонентов выросло в 20 тысяч раз, цена разговора упала в 800, а мобилки подешевели в 100 раз.
Первое июля 1993 г. считается неофициальным днем рождения мобильной связи в Украине — в этот день был торжественно сделан первый звонок. Хотя квазимобильная связь существовала с 80-х гг., это была система советского производства «Алтай» — на телевышке в Киеве стояла мощная антенна, а в автомобиль устанавливался огромный ящик, которому присваивался телефонный номер. Абонентов было несколько сотен, в основном руководители областей и директора, а качество связи низким — если удавалось дозвониться со второго раза, это считалось удачей.
Рынок мобильной связи в Украине начинался с чемоданоподобных терминалов, ежемесячных счетов в несколько тысяч долларов за разговоры (минута стоила $1—1,5) и мизерным охватом сотовыми услугами населения страны: на конец 1993 г. было всего 2800 абонентов, или 0,01% от числа наших сограждан. Три года у UMC не было конкурентов, лишь в 1996 г. на рынок вышел донецкий DCC, в Киеве — «Киевстар», WellCOM и «Голден Телеком». Количество абонентов начало увеличиваться, а расценки падать (см. инфографику), появилась посекундная тарификация. Но лидером по покрытию по-прежнему тогда оставался UMC. С появлением в Украине стандарта GSM операторы начали дотировать приобретение «телефонов по 1 гривне» — абоненты уже не были привязаны к одной трубке и одному оператору, как в случае с NMT, благодаря наличию в GSM-терминалах SIM-карты.
С 1999 г. операторы начали активно продвигать предоплаченные услуги связи. Новинка была воспринята потребителем на ура, т.к. намного упрощала расчеты — не надо было оформлять счета: купил карточку и говоришь, пока она не закончится. Далее процесс пошел лавинообразно, и в 2002 г. мобсвязь наконец стала массовой — 12 млн абонентов. Сегодня их 55 млн при населении страны в 46,5 млн. Кстати, справедливо будет заметить, что мобильная связь — единственное, что постоянно дешевеет в нашей стране, несмотря на инфляцию.
МОБИЛКА: 15 ЛЕТ В УКРАИНЕ. Сотовая связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что сегодня мало кто помнит, какими были телефоны даже 5 лет назад, не говоря уже о начале 90-х годов, когда мобилки только делали у нас первые шаги (в мире их начали продавать в 1983 г., на 10 лет раньше, чем у нас) и во что обходилось это удовольствие. А стоило оно 15 лет назад немало: сам аппарат тянул на $1,5—2 тысячи (при средней зарплате в Украине $20—30), плюс $1—1,5 за минуту разговора, причем никакой посекундной тарификации не было, поэтому ежемесячные счета достигали поначалу $1000. Вскоре цены быстро упали на порядок, но даже 5—6 лет назад даже на обладателя увесистого «кирпича» на поясе окружающие смотрели с уважением — человек может позволить себе дорогую вещь.
ПРОТОМОБИЛКА. Этот переносной телефон начала 90-х гг. продавался в Украине и работал в низкочастотном стандарте NMT-450. Его размеры — с небольшой чемоданчик, вес — около 5 кг, цена $2000.
600 ГРАММОВ СЧАСТЬЯ. Первая «настоящая» мобилка, появившаяся в 1983 г. в США, до Украины не дошла, очень уж дорого стоила — $3995. Да и звонить по ней у нас было некуда, ведь мобильные операторы начали работать у нас десять лет спустя — в 1993 г. К тому времени мобилки стали меньше и дешевле примерно в два раза.
МЕЧТА «БРАТКА». Аппараты, появившиеся у нас в продаже в начале 90-х гг., уже весили 200—250 граммов. Носили их на поясе, на специальной клипсе. По такому телефону можно было не только говорить, но использовать как калькулятор, будильник и записную книжку. Он также умел отправлять и принимать SMS. Цена — около $500.
ПРИВЕТ ИЗ БУДУЩЕГО. На самом деле такие телефоны в продажу не поступали — дизайн мобилки специально разработан для съемок в фильме «Матрица: перезагрузка». Сегодня этот прототип современного слайдера вызывает у нас улыбку, но 10 лет назад он смотрелся весьма стильно в руках главного героя фильма.
ДИТЯ ЭВОЛЮЦИИ. За полтора десятилетия мобилки стали намного меньше по размеру, легче по весу и функциональнее. В таком аппарате с цветным экраном размером 4 х 6 см есть МР3-плеер, фото- и видеокамера, возможность работать в интернете и масса других полезностей. А цена его всего около 1500 грн., это сейчас средняя зарплата в Украине.
Как менялись цены на мобильную связь и количество «мобилизированных» украинцев, начиная с 1993 года и до настоящего времени, смотрите ЗДЕСЬ.
КРАВЧУК "НА ШАРУ" ЗВОНИЛ В ГЕРМАНИЮ
Уже стало историей, что первый в истории украинской мобильной связи звонок сделал 1 июля 1993 г. в 14 часов из офиса мобильного оператора в Киеве первый президент страны Леонид Кравчук.
Первый звонок. Сейчас Леонид Кравчук (справа) будет говорить с послом в Германии. Слева — Олег Проживальский
Как нам рассказали в пресс-службе компании (тогда у нас был только один оператор — «Украинская Мобильная Связь»), идея обратиться к Леониду Макаровичу возникла у ее руководства, и он, учитывая масштабность этого события для Украины, согласился. На открытие организаторы пригласили представителей политической и бизнес-элиты, прессу. Было договорено, что Кравчук позвонит в Германию нашему послу Ивану Пискову, но детально сценарий не обсуждался. Тогда в ходу были в основном телефоны с наборными дисками, а не с кнопками, поэтому министр связи Олег Проживальский показал президенту, как пользоваться кнопочным аппаратом. Кстати, набирать номер Кравчуку не пришлось: чтобы не было случайного сбоя при наборе, номер заранее ввели в телефон. Президент лишь нажал кнопку вызова и стал ждать соединения. Была включена громкоговорящая связь, поэтому разговор слышали все присутствующие. Кравчук поздоровался, с послом, назвал себя, спросил, как его слышно. Связь была отличной и после нескольких протокольных фраз президент попрощался. Весь разговор продолжался меньше минуты, и как нам сообщили в МТС прошел за счет компании. Президенту потом подарили сам аппарат с подключением (он на фото выглядит довольно увесистым, это была «Моторола Associate-2000» весом около 400 г и ценой примерно $2000, плюс еще около $1000 — за подключение). Но в дальнейшем свои звонки Леонид Макарович оплачивал сам.
После этого в первом магазине на улице Московской начались продажи. Спрос — ажиотажный, несмотря на высокую стоимость новинки. Персонал едва справлялся с нагрузкой — так велико было желание наших состоятельных граждан стать мобильными. Людей не останавливало ожидание подключения 2—3 дня и солидный аванс. В то время даже существовал миф, что позволить такую роскошь могли себе лишь три категории украинцев: банкиры, бандиты и их подруги. Не смущали украинцев и габариты самих «трубок», которые ныне в сравнении с современными мобильными телефонами выглядят настоящими динозаврами «домобильной эры». Через полгода в Киеве насчитывалось «аж» 540 абонентов! Вначале было всего 6 базовых станций стандарта NMT: две установили на телевышке ВВС (глушилка «Радио свобода» на Подоле); одна — на самом высоком на то время 27-этажном доме на Московской площади (здание библиотеки им Вернадского); одна — на гостинице «Славутич» на Левом берегу; одна на ул. Московской и последняя — в Борисполе. Но покрытие они обеспечивали отличное — бывало, абоненты дозванивались с помощью Motorola 2000 из Белой Церкви или Черкасской области.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН МОЖЕТ «ПОДПОРТИТЬ» ВАШЕГО МУЖА. «Носите мобилку возле того органа, который вам не нужен», — рассказал «Сегодня» украинский профессор Анатолий Павленко. Он уверен в том, что мобильные телефоны опасны для здоровья и даже для жизни человека.
— Как я выяснил за восемь лет своих научных трудов, активные пользователи больше других подвержены болезням крови, онкологическим хворям, — говорит Павленко. — Торсионное поле, которое создается при работе телефона, ухудшает память и делает нас раздражительными. Но больше всего, как я выяснил, мобильная связь влияет на мозг. Еще недавно предполагал, что лучше не подносить телефон к уху, а общаться с помощью гарнитуры и наушников. Когда провел исследования, то я выяснил, что наушники еще хуже действует на организм человека. Понять это несложно — в каждом из них есть магниты и при разговоре создавшийся невидимый луч пронизывает всю голову. По моим прогнозам уже через 10 лет в мире будет эпидемия заболеваний мозга. Излучение от телефона способствует тому, что у человека снижается иммунитет, у мужчин страдают репродуктивные органы и снижается качество спермы — в ней становится значительно меньше сперматозоидов. Со сниженным иммунитетом человек может страдать от незначительной инфекции. Выходом из ситуации, по убеждению профессора, может быть то, что телефоны нужно оборудовать специальной защитой. В то же время, по словам исследователя, нет прямых доказательств, что кто-то умер именно от излучения мобильного телефона. Кстати, несмотря на собственные выводы, Анатолий Павленко, как и миллиарды людей, пользуется мобильным телефоном.
Но пока ряд ученых в мире доказывают вредность мобильных телефонов, практически столько же профессоров и доцентов называют опасность телефонов мифом. Международная комиссия по защите от ионизированных излучений утверждает, что излучение мобильных телефонов не вредит здоровью абонента. Оппоненты противников мобилок уверяют, что этими аппаратами небезопасно пользоваться лишь в сильную грозу, из-за вероятности поражения молнией. А вред от мобильных трубок, как уверяют эти специалисты, сравним разве что с воздействием на организм человека обычного радиоприемника, который, что называется, вне подозрений.
Интересные выводы не так давно сделали психологи нескольких западных стран. Они обнародовали данные, говорящие о том, что у привыкшего к общению по мобилке человека развивается фобия из-за телефона. Типичные симптомы — абонент чувствует себя не по себе, когда ему несколько часов или дней никто не звонит или не пишет сообщений.
За время существования у нас мобильной связи число абонентов выросло в 20 тысяч раз, цена разговора упала в 800, а мобилки подешевели в 100 раз.
Первое июля 1993 г. считается неофициальным днем рождения мобильной связи в Украине — в этот день был торжественно сделан первый звонок. Хотя квазимобильная связь существовала с 80-х гг., это была система советского производства «Алтай» — на телевышке в Киеве стояла мощная антенна, а в автомобиль устанавливался огромный ящик, которому присваивался телефонный номер. Абонентов было несколько сотен, в основном руководители областей и директора, а качество связи низким — если удавалось дозвониться со второго раза, это считалось удачей.
Рынок мобильной связи в Украине начинался с чемоданоподобных терминалов, ежемесячных счетов в несколько тысяч долларов за разговоры (минута стоила $1—1,5) и мизерным охватом сотовыми услугами населения страны: на конец 1993 г. было всего 2800 абонентов, или 0,01% от числа наших сограждан. Три года у UMC не было конкурентов, лишь в 1996 г. на рынок вышел донецкий DCC, в Киеве — «Киевстар», WellCOM и «Голден Телеком». Количество абонентов начало увеличиваться, а расценки падать (см. инфографику), появилась посекундная тарификация. Но лидером по покрытию по-прежнему тогда оставался UMC. С появлением в Украине стандарта GSM операторы начали дотировать приобретение «телефонов по 1 гривне» — абоненты уже не были привязаны к одной трубке и одному оператору, как в случае с NMT, благодаря наличию в GSM-терминалах SIM-карты.
С 1999 г. операторы начали активно продвигать предоплаченные услуги связи. Новинка была воспринята потребителем на ура, т.к. намного упрощала расчеты — не надо было оформлять счета: купил карточку и говоришь, пока она не закончится. Далее процесс пошел лавинообразно, и в 2002 г. мобсвязь наконец стала массовой — 12 млн абонентов. Сегодня их 55 млн при населении страны в 46,5 млн. Кстати, справедливо будет заметить, что мобильная связь — единственное, что постоянно дешевеет в нашей стране, несмотря на инфляцию.
МОБИЛКА: 15 ЛЕТ В УКРАИНЕ. Сотовая связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что сегодня мало кто помнит, какими были телефоны даже 5 лет назад, не говоря уже о начале 90-х годов, когда мобилки только делали у нас первые шаги (в мире их начали продавать в 1983 г., на 10 лет раньше, чем у нас) и во что обходилось это удовольствие. А стоило оно 15 лет назад немало: сам аппарат тянул на $1,5—2 тысячи (при средней зарплате в Украине $20—30), плюс $1—1,5 за минуту разговора, причем никакой посекундной тарификации не было, поэтому ежемесячные счета достигали поначалу $1000. Вскоре цены быстро упали на порядок, но даже 5—6 лет назад даже на обладателя увесистого «кирпича» на поясе окружающие смотрели с уважением — человек может позволить себе дорогую вещь.
ПРОТОМОБИЛКА. Этот переносной телефон начала 90-х гг. продавался в Украине и работал в низкочастотном стандарте NMT-450. Его размеры — с небольшой чемоданчик, вес — около 5 кг, цена $2000.
600 ГРАММОВ СЧАСТЬЯ. Первая «настоящая» мобилка, появившаяся в 1983 г. в США, до Украины не дошла, очень уж дорого стоила — $3995. Да и звонить по ней у нас было некуда, ведь мобильные операторы начали работать у нас десять лет спустя — в 1993 г. К тому времени мобилки стали меньше и дешевле примерно в два раза.
МЕЧТА «БРАТКА». Аппараты, появившиеся у нас в продаже в начале 90-х гг., уже весили 200—250 граммов. Носили их на поясе, на специальной клипсе. По такому телефону можно было не только говорить, но использовать как калькулятор, будильник и записную книжку. Он также умел отправлять и принимать SMS. Цена — около $500.
ПРИВЕТ ИЗ БУДУЩЕГО. На самом деле такие телефоны в продажу не поступали — дизайн мобилки специально разработан для съемок в фильме «Матрица: перезагрузка». Сегодня этот прототип современного слайдера вызывает у нас улыбку, но 10 лет назад он смотрелся весьма стильно в руках главного героя фильма.
ДИТЯ ЭВОЛЮЦИИ. За полтора десятилетия мобилки стали намного меньше по размеру, легче по весу и функциональнее. В таком аппарате с цветным экраном размером 4 х 6 см есть МР3-плеер, фото- и видеокамера, возможность работать в интернете и масса других полезностей. А цена его всего около 1500 грн., это сейчас средняя зарплата в Украине.
Как менялись цены на мобильную связь и количество «мобилизированных» украинцев, начиная с 1993 года и до настоящего времени, смотрите ЗДЕСЬ.
КРАВЧУК "НА ШАРУ" ЗВОНИЛ В ГЕРМАНИЮ
Уже стало историей, что первый в истории украинской мобильной связи звонок сделал 1 июля 1993 г. в 14 часов из офиса мобильного оператора в Киеве первый президент страны Леонид Кравчук.
Первый звонок. Сейчас Леонид Кравчук (справа) будет говорить с послом в Германии. Слева — Олег Проживальский
Как нам рассказали в пресс-службе компании (тогда у нас был только один оператор — «Украинская Мобильная Связь»), идея обратиться к Леониду Макаровичу возникла у ее руководства, и он, учитывая масштабность этого события для Украины, согласился. На открытие организаторы пригласили представителей политической и бизнес-элиты, прессу. Было договорено, что Кравчук позвонит в Германию нашему послу Ивану Пискову, но детально сценарий не обсуждался. Тогда в ходу были в основном телефоны с наборными дисками, а не с кнопками, поэтому министр связи Олег Проживальский показал президенту, как пользоваться кнопочным аппаратом. Кстати, набирать номер Кравчуку не пришлось: чтобы не было случайного сбоя при наборе, номер заранее ввели в телефон. Президент лишь нажал кнопку вызова и стал ждать соединения. Была включена громкоговорящая связь, поэтому разговор слышали все присутствующие. Кравчук поздоровался, с послом, назвал себя, спросил, как его слышно. Связь была отличной и после нескольких протокольных фраз президент попрощался. Весь разговор продолжался меньше минуты, и как нам сообщили в МТС прошел за счет компании. Президенту потом подарили сам аппарат с подключением (он на фото выглядит довольно увесистым, это была «Моторола Associate-2000» весом около 400 г и ценой примерно $2000, плюс еще около $1000 — за подключение). Но в дальнейшем свои звонки Леонид Макарович оплачивал сам.
После этого в первом магазине на улице Московской начались продажи. Спрос — ажиотажный, несмотря на высокую стоимость новинки. Персонал едва справлялся с нагрузкой — так велико было желание наших состоятельных граждан стать мобильными. Людей не останавливало ожидание подключения 2—3 дня и солидный аванс. В то время даже существовал миф, что позволить такую роскошь могли себе лишь три категории украинцев: банкиры, бандиты и их подруги. Не смущали украинцев и габариты самих «трубок», которые ныне в сравнении с современными мобильными телефонами выглядят настоящими динозаврами «домобильной эры». Через полгода в Киеве насчитывалось «аж» 540 абонентов! Вначале было всего 6 базовых станций стандарта NMT: две установили на телевышке ВВС (глушилка «Радио свобода» на Подоле); одна — на самом высоком на то время 27-этажном доме на Московской площади (здание библиотеки им Вернадского); одна — на гостинице «Славутич» на Левом берегу; одна на ул. Московской и последняя — в Борисполе. Но покрытие они обеспечивали отличное — бывало, абоненты дозванивались с помощью Motorola 2000 из Белой Церкви или Черкасской области.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН МОЖЕТ «ПОДПОРТИТЬ» ВАШЕГО МУЖА. «Носите мобилку возле того органа, который вам не нужен», — рассказал «Сегодня» украинский профессор Анатолий Павленко. Он уверен в том, что мобильные телефоны опасны для здоровья и даже для жизни человека.
— Как я выяснил за восемь лет своих научных трудов, активные пользователи больше других подвержены болезням крови, онкологическим хворям, — говорит Павленко. — Торсионное поле, которое создается при работе телефона, ухудшает память и делает нас раздражительными. Но больше всего, как я выяснил, мобильная связь влияет на мозг. Еще недавно предполагал, что лучше не подносить телефон к уху, а общаться с помощью гарнитуры и наушников. Когда провел исследования, то я выяснил, что наушники еще хуже действует на организм человека. Понять это несложно — в каждом из них есть магниты и при разговоре создавшийся невидимый луч пронизывает всю голову. По моим прогнозам уже через 10 лет в мире будет эпидемия заболеваний мозга. Излучение от телефона способствует тому, что у человека снижается иммунитет, у мужчин страдают репродуктивные органы и снижается качество спермы — в ней становится значительно меньше сперматозоидов. Со сниженным иммунитетом человек может страдать от незначительной инфекции. Выходом из ситуации, по убеждению профессора, может быть то, что телефоны нужно оборудовать специальной защитой. В то же время, по словам исследователя, нет прямых доказательств, что кто-то умер именно от излучения мобильного телефона. Кстати, несмотря на собственные выводы, Анатолий Павленко, как и миллиарды людей, пользуется мобильным телефоном.
Но пока ряд ученых в мире доказывают вредность мобильных телефонов, практически столько же профессоров и доцентов называют опасность телефонов мифом. Международная комиссия по защите от ионизированных излучений утверждает, что излучение мобильных телефонов не вредит здоровью абонента. Оппоненты противников мобилок уверяют, что этими аппаратами небезопасно пользоваться лишь в сильную грозу, из-за вероятности поражения молнией. А вред от мобильных трубок, как уверяют эти специалисты, сравним разве что с воздействием на организм человека обычного радиоприемника, который, что называется, вне подозрений.
Интересные выводы не так давно сделали психологи нескольких западных стран. Они обнародовали данные, говорящие о том, что у привыкшего к общению по мобилке человека развивается фобия из-за телефона. Типичные симптомы — абонент чувствует себя не по себе, когда ему несколько часов или дней никто не звонит или не пишет сообщений.