Tywonka
19.06.2008, 12:58
Украинский рынок мобильной связи, несмотря на свою 10-летнюю историю, все еще находится в стадии формирования. Для эффективной реализации некоторых сервисов ему требуется поддержка государства, а также желание самих игроков внедрять новые услуги и методы работы. О том, как это делает life:) – сотовый оператор, демонстрирующий сегодня наиболее быстрые темпы роста на рынке, нам рассказал его генеральный директор Тансу Еэн. Но сначала мы попросили его остановиться на своем опыте работы и на том, как он пришел в украинский сектор телекоммуникаций.
Я родился в Турции и после школы поступил в Босфорский университет электронной техники, который окончил со степенью магистра делового администрирования. Затем четыре года трудился в американской ИT-компании, впоследствии приобретенной Compaq (в свою очередь, как вы знаете, ее поглотила HP). Следующий этап моей профессиональной деятельности – семь лет в турецком офисе Microsoft, где я занимал должность заместителя генерального директора, после чего возглавил локальное представительство Apple. В Украине, в life:), я с февраля прошлого года, и это мой первый опыт работы за пределами Турции.
Что побудило вас поменять отрасль – ИТ-рынок на сферу связи?
В секторе информационных технологий я в течение долгого периода времени был свидетелем вывода на рынок самых разных продуктов. За пару десятков лет действительно произошли серьезные изменения. Украинская же индустрия телекоммуникаций в первую очередь привлекает тем, что находится на начальном этапе развития. Многие технологии, к примеру 3G и WiMax, только зарождаются, и мне очень интересно внести и свой вклад в это дело, в определенной мере влиять на развитие данного сегмента.
Насколько отличаются Украина и Турция с точки зрения ведения бизнеса?
Как я уже говорил, в Украине до работы в life:) я не был, но когда приехал, то увидел, что это достаточно развитая, современная страна, и действительность во многом превзошла мои ожидания. Прежде всего хочу отметить, что мне посчастливилось общаться с интеллигентными и образованными людьми.
В силу определенных реалий я понял, что по западной модели тут вести бизнес нельзя, проверенные стратегии попросту могут не сработать. Вместе с тем стало очевидно, что люди здесь открыты для перемен. В течение года наша компания представила рынку множество инновационных решений. Сомневаюсь, что это удалось бы столь же успешно и быстро сделать на Западе.
Вы считаете, что западный рынок менее открыт для инноваций?
Люди там зачастую относятся к переменам с подозрением. Многие считают, что если нет проблем, ничего менять не надо. Это, кстати, относится и к бизнес-процессам, инновациям внутри компаний. В Украине у нас получилось внедрить все идеи в рабочий процесс life:) в довольно сжатые сроки.
Расскажите о своей команде.
Сейчас в life:) более 1500 человек, включая 12 топ-менеджеров, при этом часть из них работала в компании до моего прихода, а часть пришла уже при мне, причем это и украинские, и зарубежные специалисты. Большинство сотрудников – порядка 800 – находятся в Киеве, остальные в регионах. У нас сейчас 10 офисов по всей Украине, а также 450 фирменных магазинов и несколько собственных центров обработки вызовов.
Как изменились бизнес-показатели life:) с вашим появлением?
В прошлом году бизнес вырос на 191%, доход составил 256 млн долл. Но более важным результатом я считаю увеличение рыночной доли с 11 до 16%: сейчас сотовыми услугами life:) пользуются около 9,4 млн абонентов, причем темпы нашего развития самые высокие на рынке, и это отмечают аналитики в своих регулярных отчетах. Вместе с тем компания пока не вышла на точку прибыльности.
А в какие сроки это, по вашим оценкам, произойдет?
Думаю, уже в течение ближайших трех-четырех лет. Тут важно отметить, что life:) сравнительно недавно вышел на рынок мобильной связи и, по сути, с нуля построил национальную сеть. Сейчас мы осознаем, что залог роста бизнеса – улучшение взаимоотношений с каналами сбыта. Серьезной задачей является и эффективное сотрудничество с иностранными инвесторами. Но одна из важнейших задач –понимание потребностей пользователей. Мы хотим максимально соответствовать их запросам, осуществлять качественную поддержку. Для этого не так давно было создано новое направление в компании – управление взаимодействием с клиентами. Оно занимается сбором информации, анализом и обработкой общественного мнения и делает общий анализ ожиданий пользователей. Затем они превращаются в сервисы, а пожелания обязательно учитываются в работе.
Наверное, многое из того, что внедряется в Украине, основано на опыте Turkcell?
Безусловно, мы пытаемся использовать опыт и ресурсы материнской компании, но наши задачи и цели не во всем схожи. Например, мы тесно сотрудничаем с Turkcell в части адаптации уже внедренных в Турции сервисов, что позволяет запускать их быстрее, хотя многие услуги Turkcell только исследуются на применимость на украинском рынке.
Какие из услуг вы могли бы назвать наиболее инновационными для Украины?
Я думаю, что очень важным было появление в 2006 г. тарифного плана «Свободный life:)», предусматривающий бесплатное общение внутри сети. Он быстро получил признание, и его даже начали копировать наши конкуренты. Следует также отметить, что мы стали первой компанией, представившей на украинском рынке технологию передачи данных EDGE. Из последних инициатив выделю сотрудничество с Microsoft по запуску сервиса мобильной электронной почты push e-mail и ряда интернет-услуг.
Какое-то время назад вы выводили на рынок телефон, работающий с двумя SIM-картами. Насколько успешным оказался этот проект?
Не могу сказать, что результаты были впечатляющими. К сожалению, мы столкнулись с рядом проблем, одной из которых стали задержки на таможне, так что пришлось приостановить его продвижение. Но в целом планируем более тесно работать с производителями мобильных аппаратов.
А как развивается проект виртуального оператора в Италии?
Эта идея появилась уже давно, и мы наконец-то находимся на финальной стадии его реализации. Мы расчитываем, что сможем закончить все подготовительные работы этим летом. life:) Italy будет использовать технические мощности местного провайдера 3 Italy, а его услуги ориентированы на украинцев, проживающих и работающих в этой стране. Согласно официальной статистике их там более 200 тыс. человек. Наши исследования показали, что 86% из них постоянно звонят на родину, так что целевая аудитория достаточно большая. Мы предложим ей обслуживание на родном языке (операторы центра вызовов, новости и другие контент-услуги), а также специальные тарифы на связь с соотечественниками в Украине.
И все же эта инициатива выглядит скорее как маркетинговый шаг со стороны провайдера...
Нет, это полноценный бизнес-проект, на такой масштабный маркетинг у нас нет времени и средств. Согласно исследованиям многие украинцы в Италии и так знакомы с брендом life:), и мы не намерены ограничиваться только этой страной. Отработав модель запуска, компания планирует продолжить работу и в других регионах Европы с большими диаспорами украинцев. Всего собираемся запустить пять таких провайдеров за рубежом.
В каждом из выбранных государств откроются представительства со своими маркетинговыми командами. В Италии, например, станут работать как местные специалисты, так и украинские, а на первом этапе штат сотрудников там будет насчитывать 10 человек.
life:) также одним из первых начал предлагать нишевые пакеты, в частности для женской аудитории. Насколько они востребованы?
Сейчас предложением «Леди life:)» пользуются около 250 тыс. абонентов, я считаю это весьма хорошим результатом как для нишевого предложения. Кроме того, довольно популярны и наши продукты для VIP-клиентов, семей, сообществ друзей. В дальнейшем мы планируем увеличивать ассортимент подобных пакетов.
Я родился в Турции и после школы поступил в Босфорский университет электронной техники, который окончил со степенью магистра делового администрирования. Затем четыре года трудился в американской ИT-компании, впоследствии приобретенной Compaq (в свою очередь, как вы знаете, ее поглотила HP). Следующий этап моей профессиональной деятельности – семь лет в турецком офисе Microsoft, где я занимал должность заместителя генерального директора, после чего возглавил локальное представительство Apple. В Украине, в life:), я с февраля прошлого года, и это мой первый опыт работы за пределами Турции.
Что побудило вас поменять отрасль – ИТ-рынок на сферу связи?
В секторе информационных технологий я в течение долгого периода времени был свидетелем вывода на рынок самых разных продуктов. За пару десятков лет действительно произошли серьезные изменения. Украинская же индустрия телекоммуникаций в первую очередь привлекает тем, что находится на начальном этапе развития. Многие технологии, к примеру 3G и WiMax, только зарождаются, и мне очень интересно внести и свой вклад в это дело, в определенной мере влиять на развитие данного сегмента.
Насколько отличаются Украина и Турция с точки зрения ведения бизнеса?
Как я уже говорил, в Украине до работы в life:) я не был, но когда приехал, то увидел, что это достаточно развитая, современная страна, и действительность во многом превзошла мои ожидания. Прежде всего хочу отметить, что мне посчастливилось общаться с интеллигентными и образованными людьми.
В силу определенных реалий я понял, что по западной модели тут вести бизнес нельзя, проверенные стратегии попросту могут не сработать. Вместе с тем стало очевидно, что люди здесь открыты для перемен. В течение года наша компания представила рынку множество инновационных решений. Сомневаюсь, что это удалось бы столь же успешно и быстро сделать на Западе.
Вы считаете, что западный рынок менее открыт для инноваций?
Люди там зачастую относятся к переменам с подозрением. Многие считают, что если нет проблем, ничего менять не надо. Это, кстати, относится и к бизнес-процессам, инновациям внутри компаний. В Украине у нас получилось внедрить все идеи в рабочий процесс life:) в довольно сжатые сроки.
Расскажите о своей команде.
Сейчас в life:) более 1500 человек, включая 12 топ-менеджеров, при этом часть из них работала в компании до моего прихода, а часть пришла уже при мне, причем это и украинские, и зарубежные специалисты. Большинство сотрудников – порядка 800 – находятся в Киеве, остальные в регионах. У нас сейчас 10 офисов по всей Украине, а также 450 фирменных магазинов и несколько собственных центров обработки вызовов.
Как изменились бизнес-показатели life:) с вашим появлением?
В прошлом году бизнес вырос на 191%, доход составил 256 млн долл. Но более важным результатом я считаю увеличение рыночной доли с 11 до 16%: сейчас сотовыми услугами life:) пользуются около 9,4 млн абонентов, причем темпы нашего развития самые высокие на рынке, и это отмечают аналитики в своих регулярных отчетах. Вместе с тем компания пока не вышла на точку прибыльности.
А в какие сроки это, по вашим оценкам, произойдет?
Думаю, уже в течение ближайших трех-четырех лет. Тут важно отметить, что life:) сравнительно недавно вышел на рынок мобильной связи и, по сути, с нуля построил национальную сеть. Сейчас мы осознаем, что залог роста бизнеса – улучшение взаимоотношений с каналами сбыта. Серьезной задачей является и эффективное сотрудничество с иностранными инвесторами. Но одна из важнейших задач –понимание потребностей пользователей. Мы хотим максимально соответствовать их запросам, осуществлять качественную поддержку. Для этого не так давно было создано новое направление в компании – управление взаимодействием с клиентами. Оно занимается сбором информации, анализом и обработкой общественного мнения и делает общий анализ ожиданий пользователей. Затем они превращаются в сервисы, а пожелания обязательно учитываются в работе.
Наверное, многое из того, что внедряется в Украине, основано на опыте Turkcell?
Безусловно, мы пытаемся использовать опыт и ресурсы материнской компании, но наши задачи и цели не во всем схожи. Например, мы тесно сотрудничаем с Turkcell в части адаптации уже внедренных в Турции сервисов, что позволяет запускать их быстрее, хотя многие услуги Turkcell только исследуются на применимость на украинском рынке.
Какие из услуг вы могли бы назвать наиболее инновационными для Украины?
Я думаю, что очень важным было появление в 2006 г. тарифного плана «Свободный life:)», предусматривающий бесплатное общение внутри сети. Он быстро получил признание, и его даже начали копировать наши конкуренты. Следует также отметить, что мы стали первой компанией, представившей на украинском рынке технологию передачи данных EDGE. Из последних инициатив выделю сотрудничество с Microsoft по запуску сервиса мобильной электронной почты push e-mail и ряда интернет-услуг.
Какое-то время назад вы выводили на рынок телефон, работающий с двумя SIM-картами. Насколько успешным оказался этот проект?
Не могу сказать, что результаты были впечатляющими. К сожалению, мы столкнулись с рядом проблем, одной из которых стали задержки на таможне, так что пришлось приостановить его продвижение. Но в целом планируем более тесно работать с производителями мобильных аппаратов.
А как развивается проект виртуального оператора в Италии?
Эта идея появилась уже давно, и мы наконец-то находимся на финальной стадии его реализации. Мы расчитываем, что сможем закончить все подготовительные работы этим летом. life:) Italy будет использовать технические мощности местного провайдера 3 Italy, а его услуги ориентированы на украинцев, проживающих и работающих в этой стране. Согласно официальной статистике их там более 200 тыс. человек. Наши исследования показали, что 86% из них постоянно звонят на родину, так что целевая аудитория достаточно большая. Мы предложим ей обслуживание на родном языке (операторы центра вызовов, новости и другие контент-услуги), а также специальные тарифы на связь с соотечественниками в Украине.
И все же эта инициатива выглядит скорее как маркетинговый шаг со стороны провайдера...
Нет, это полноценный бизнес-проект, на такой масштабный маркетинг у нас нет времени и средств. Согласно исследованиям многие украинцы в Италии и так знакомы с брендом life:), и мы не намерены ограничиваться только этой страной. Отработав модель запуска, компания планирует продолжить работу и в других регионах Европы с большими диаспорами украинцев. Всего собираемся запустить пять таких провайдеров за рубежом.
В каждом из выбранных государств откроются представительства со своими маркетинговыми командами. В Италии, например, станут работать как местные специалисты, так и украинские, а на первом этапе штат сотрудников там будет насчитывать 10 человек.
life:) также одним из первых начал предлагать нишевые пакеты, в частности для женской аудитории. Насколько они востребованы?
Сейчас предложением «Леди life:)» пользуются около 250 тыс. абонентов, я считаю это весьма хорошим результатом как для нишевого предложения. Кроме того, довольно популярны и наши продукты для VIP-клиентов, семей, сообществ друзей. В дальнейшем мы планируем увеличивать ассортимент подобных пакетов.