CHIKOTILO
24.03.2008, 12:12
В стране наметилась тенденция привязки фиксированной телефонии к двум другим услугам рынка — мобильной связи и интернет-доступу.
Для мобильных операторов фиксированная связь начинает играть роль дополнительной услуги или способа привлечения крупных клиентов. Фиксированные операторы начинают вплетать услугу телефонии в спецпакеты, основная направленность которых — скоростная передача различных данных, в том числе и голоса. В этом году следует ожидать появления тандемов операторов, благодаря которым можно будет объединить все услуги связи в одной компании.
Начало конвергенции
«Киевстар» и МТС уже некоторое время предоставляют услуги фиксированной связи некоторым корпоративным клиентам. МТС недавно запросила в НКРС еще фиксированных 27 тыс. номеров, чтобы обеспечить заказчикам полноценную проводную телефонию без своего сетевого кода 050, 066. По некоторой информации, «Киевстар» располагает фиксированным номерным ресурсом, который в несколько раз больше, чем у МТС. Мобильные операторы предлагают своим клиентам звонить со стационарного телефона на мобильные сети дешевле на 30-40%, чем это делает «Укртелеком» (1,2 грн./мин.).
Но операторы фиксированной связи нашли способ, как удержать часть клиентов. «Укртелеком», «Голден Телеком», Datagroup, фиксированный «Велтон. Телеком» и «Комстар» объявили о подготовке к выводу на рынок еще одного вида пакетной услуги — Triple Play (голос, бродбенд, мультимедиа). Упор делается на бродбенд и мультимедиа. Фиксированный голос еще является базисом, но его доля в общей структуре выручки продолжает падать.
Рынок услуг связи попал под влияние глобальной консолидации. Это касается не только объединения однородных компаний, но и объединения похожих услуг и товаров под одной крышей, сетью, этикеткой, ценником и т.д. Это позволяет продавцу сделать скидки и очень часто вставить в набор услуг или товаров то, что продать в отдельности тяжело. Бизнесмен подключается к провайдеру связи один раз, получает полный пакет услуг и потом пользуется той или иной из них по мере надобности. Это гораздо удобнее, чем платить полную цену за каждую услугу двум-трем провайдерам.
Фиксированной телефонии не выжить в одиночку
Как сегмент передачи данных, так и мобильная связь показали в прошлом году существенный прирост доходов на уровне 27%, в отличие от фиксированного голоса, который показал рост за тот же период в 4%.
Согласно предварительным неаудированным финансовым результатам «Укртелекома», за прошлый год чистая прибыль компании составила 267,19 млн. грн. Это на 42,9% меньше, чем за 2006 г. Чистый доход «Укртелекома» от реализации товаров, работ и услуг в прошлом году увеличился по сравнению с прошлым годом на 1,6% — до 6,809 млрд. грн. «Укртелеком» закончил последний квартал прошлого года с убытком 3,75 млн. грн. Местная, международная и междугородняя связь генерируют более 80% выручки оператора, и содержание этого сектора обходится с каждым годом все дороже. Пока единственное регулирование маржи — увеличение расценок на услуги, что не спасает ситуацию. При этом оператору принадлежат более 22% рынка бродбенда, но поступления от услуг передачи данных в общей структуре дохода компании составляют 4%.
Или 3G, или провод
«Укртелекому» пришлось изрядно потратиться и на 3G-проект Utel: 760 млн. грн. в прошлом году и 730 млн. грн.— в текущем. Но эти средства модно было инвестировать в оптоволоконную транспортную сеть и обеспечение «последней мили», что существенно пошатнуло бы позиции альтернативных операторов фиксированной связи во время их становления. В таком случае ОАО стало бы привлекательным активом как для профильной фиксированной компании, получающей качественную общенациональную оптику, так и для любой мобильной компании, которая смогла бы объединить фиксированные и мобильные услуги в один пакет и получить нетронутую лицензию под UMTS.
Но 3G-лицензия выдана «Укртелекому» в декабре 2005 г. Для этого правительственным постановлением было поручено Минобороны и Минтранссвязи в срочном порядке освободить две частотные полосы. Кабмин руководствовался — скорее всего — тем, что «Укртелеком» должен быть приватизирован еще в 2006 г. Тогда 3G-лицензия была бы весьма кстати — это увеличило бы цену продажи компании. Но «Укртелеком» не продан, а 3G-оператор запущен. Он набрал немногим более 13 тыс. абонентов за первые четыре месяца своего существования. В конце прошлого года Utel начала рекламную компанию новой услуги — видеозвонка.
Но в этом году чаще можно увидеть рекламу Utel, в которой продвигаются исключительно голосовые услуги. Это можно расценивать как попытку посоревноваться не на рынке 3G, а исключительно на рынке мобильной связи, где операторам и так тесно. Парадокс в том, что 3G не вяжется с фиксированным оператором. UMTS-технология — это эволюционный этап развития GSM-сетей. С точки зрения маркетинга, это базис для предоставления Value Added Services (VAS) в существующих сетях мобильной связи. Время для такой услуги еще не пришло. В общей структуре выручки отечественных мобильных компаний на VAS приходится максимум 18%. В случае с «Укртелекомом» оператор начал предлагать VAS, не имея мобильной абонентской базы. Это все равно, что в ресторане официант предложил бы посетителю попробовать первым делом специи к основному блюду.
Приватизация «Укртелекома» напоминает продажу некоторых украинских банковских сетей, когда банкиры специально открывают перед сделкой как можно больше новых филиалов. При этом новые филиалы могут быть расположены в таких местах, где они априори не будут прибыльными. «Укртелеком» сейчас выглядит как огромная компания с фрагментами модернизированной фиксированной сети, тысячами километров медных проводов, тысячами льготников на их концах и мало популярным пока мобильным оператором с ультрасовременными услугами. Сложно представить, во сколько бы оценивали европейские и российские мобильные гиганты «Укртелеком», если бы компании удалось завоевать монополию на рынке бродбенда.
Telenor может опоздать
Недавно руководители Telenor (мажоритарный акционер «Киевстара») объявили о своем желании развивать в Украине широкополосный доступ (ШПД). Вице-президент Telenor Тор Хальворсен подчеркнул, что в Украине очень низкое проникновение ШПД. У нас, по его словам, проникновение ШПД составляет 6%, а в скандинавских странах — 60%. Telenor планирует использовать транспортную сеть «Киевстара» для ШПД или приобрести отдельного оператора.
Но Telenor, несмотря на очень низкое проникновение ШПД, опаздывает с выводом данной услуги. Наш рынок более или менее укомплектован участниками. Первое и второе место, с долей чуть более 20%, достались «Укртелекому» и «Воле». За ними спешат «Голден Телеком», Datagroup, «Фарлеп-Оптима». Они начинают с помощью «последних миль» постепенно подбираться к богатым частным клиентам, живущим в элитных новостройках, коттеджных поселках. Денежный корпоративный клиент уже почти разобран.
На рынке фиксированной связи продвижение данной услуги имеет одну особенность. Для получения каждого клиента требуются отдельные средства (около $20 в крупных городах). Линии следует прокладывать максимально точно, чтобы в итоге не оказалось, что клиент переехал или он уже подключен к другому оператору. Если ШПД-подключение уже существует, вряд ли имеет смысл вести еще одну линию.
Наметились — как минимум — три крупных фиксированно-мобильных тандема. Самый первый fixed-mobile союз, которого следует ожидать уже в этом году,— Beeline (УРС) и «Голден Телеком». Российские материнские компании этих операторов недавно слились. О подробностях кооперации двух сетей в Украине будет известно уже на следующей неделе.
Тандем №2 — life:) («Астелит») и «Фарлеп-Оптима». Компании имеют общего инвестора — СКМ.
Тандем №3 — самый спекулятивный союз — «Укртелеком» и МТС. Руководство материнской компании МТС — российская АФК «Система» — прилагает сейчас все усилия, чтобы завладеть в конечном итоге фиксированным монополистом.
У «Системы», видимо, есть гораздо больше шансов на покупку «Укртелекома», чем у Telenor. Последняя открыто не заявляет о своем интересе в компании, но предпосылки для этого существуют — хотя бы желание развивать ШПД. Но норвежцы воюют со своими коллегами из России — компанией «Альфа» (миноритарный акционер «Киевстара»). На участие в тендере «Укртелекома» норвежцам нужно получить добро от россиян в любом случае, независимо от того, будет ли Telenor участвовать в приватизации через «Киевстар» или самостоятельно. Конца войне между Telenor и «Альфа» пока не предвидится, поэтому у МТС есть карт-бланш в игре за государственный провод. И «Киевстар», учитывая вероятные перспективы развития рынка, может оказаться без фиксированной поддержки.
После продажи «Укртелекома» на рынке останется только одна компания фиксированной связи с более или менее пристойными размерами абонентской базы и развитой современной инфраструктурой, которая могла бы стать союзником «Киевстара»,— Datagroup. Кстати, инвестор последней Александр Кардаков готовится к продаже компании. По его словам, предложения на покупку уже есть.
Станислав ЮРАСОВ, «Экономические Известия»
Для мобильных операторов фиксированная связь начинает играть роль дополнительной услуги или способа привлечения крупных клиентов. Фиксированные операторы начинают вплетать услугу телефонии в спецпакеты, основная направленность которых — скоростная передача различных данных, в том числе и голоса. В этом году следует ожидать появления тандемов операторов, благодаря которым можно будет объединить все услуги связи в одной компании.
Начало конвергенции
«Киевстар» и МТС уже некоторое время предоставляют услуги фиксированной связи некоторым корпоративным клиентам. МТС недавно запросила в НКРС еще фиксированных 27 тыс. номеров, чтобы обеспечить заказчикам полноценную проводную телефонию без своего сетевого кода 050, 066. По некоторой информации, «Киевстар» располагает фиксированным номерным ресурсом, который в несколько раз больше, чем у МТС. Мобильные операторы предлагают своим клиентам звонить со стационарного телефона на мобильные сети дешевле на 30-40%, чем это делает «Укртелеком» (1,2 грн./мин.).
Но операторы фиксированной связи нашли способ, как удержать часть клиентов. «Укртелеком», «Голден Телеком», Datagroup, фиксированный «Велтон. Телеком» и «Комстар» объявили о подготовке к выводу на рынок еще одного вида пакетной услуги — Triple Play (голос, бродбенд, мультимедиа). Упор делается на бродбенд и мультимедиа. Фиксированный голос еще является базисом, но его доля в общей структуре выручки продолжает падать.
Рынок услуг связи попал под влияние глобальной консолидации. Это касается не только объединения однородных компаний, но и объединения похожих услуг и товаров под одной крышей, сетью, этикеткой, ценником и т.д. Это позволяет продавцу сделать скидки и очень часто вставить в набор услуг или товаров то, что продать в отдельности тяжело. Бизнесмен подключается к провайдеру связи один раз, получает полный пакет услуг и потом пользуется той или иной из них по мере надобности. Это гораздо удобнее, чем платить полную цену за каждую услугу двум-трем провайдерам.
Фиксированной телефонии не выжить в одиночку
Как сегмент передачи данных, так и мобильная связь показали в прошлом году существенный прирост доходов на уровне 27%, в отличие от фиксированного голоса, который показал рост за тот же период в 4%.
Согласно предварительным неаудированным финансовым результатам «Укртелекома», за прошлый год чистая прибыль компании составила 267,19 млн. грн. Это на 42,9% меньше, чем за 2006 г. Чистый доход «Укртелекома» от реализации товаров, работ и услуг в прошлом году увеличился по сравнению с прошлым годом на 1,6% — до 6,809 млрд. грн. «Укртелеком» закончил последний квартал прошлого года с убытком 3,75 млн. грн. Местная, международная и междугородняя связь генерируют более 80% выручки оператора, и содержание этого сектора обходится с каждым годом все дороже. Пока единственное регулирование маржи — увеличение расценок на услуги, что не спасает ситуацию. При этом оператору принадлежат более 22% рынка бродбенда, но поступления от услуг передачи данных в общей структуре дохода компании составляют 4%.
Или 3G, или провод
«Укртелекому» пришлось изрядно потратиться и на 3G-проект Utel: 760 млн. грн. в прошлом году и 730 млн. грн.— в текущем. Но эти средства модно было инвестировать в оптоволоконную транспортную сеть и обеспечение «последней мили», что существенно пошатнуло бы позиции альтернативных операторов фиксированной связи во время их становления. В таком случае ОАО стало бы привлекательным активом как для профильной фиксированной компании, получающей качественную общенациональную оптику, так и для любой мобильной компании, которая смогла бы объединить фиксированные и мобильные услуги в один пакет и получить нетронутую лицензию под UMTS.
Но 3G-лицензия выдана «Укртелекому» в декабре 2005 г. Для этого правительственным постановлением было поручено Минобороны и Минтранссвязи в срочном порядке освободить две частотные полосы. Кабмин руководствовался — скорее всего — тем, что «Укртелеком» должен быть приватизирован еще в 2006 г. Тогда 3G-лицензия была бы весьма кстати — это увеличило бы цену продажи компании. Но «Укртелеком» не продан, а 3G-оператор запущен. Он набрал немногим более 13 тыс. абонентов за первые четыре месяца своего существования. В конце прошлого года Utel начала рекламную компанию новой услуги — видеозвонка.
Но в этом году чаще можно увидеть рекламу Utel, в которой продвигаются исключительно голосовые услуги. Это можно расценивать как попытку посоревноваться не на рынке 3G, а исключительно на рынке мобильной связи, где операторам и так тесно. Парадокс в том, что 3G не вяжется с фиксированным оператором. UMTS-технология — это эволюционный этап развития GSM-сетей. С точки зрения маркетинга, это базис для предоставления Value Added Services (VAS) в существующих сетях мобильной связи. Время для такой услуги еще не пришло. В общей структуре выручки отечественных мобильных компаний на VAS приходится максимум 18%. В случае с «Укртелекомом» оператор начал предлагать VAS, не имея мобильной абонентской базы. Это все равно, что в ресторане официант предложил бы посетителю попробовать первым делом специи к основному блюду.
Приватизация «Укртелекома» напоминает продажу некоторых украинских банковских сетей, когда банкиры специально открывают перед сделкой как можно больше новых филиалов. При этом новые филиалы могут быть расположены в таких местах, где они априори не будут прибыльными. «Укртелеком» сейчас выглядит как огромная компания с фрагментами модернизированной фиксированной сети, тысячами километров медных проводов, тысячами льготников на их концах и мало популярным пока мобильным оператором с ультрасовременными услугами. Сложно представить, во сколько бы оценивали европейские и российские мобильные гиганты «Укртелеком», если бы компании удалось завоевать монополию на рынке бродбенда.
Telenor может опоздать
Недавно руководители Telenor (мажоритарный акционер «Киевстара») объявили о своем желании развивать в Украине широкополосный доступ (ШПД). Вице-президент Telenor Тор Хальворсен подчеркнул, что в Украине очень низкое проникновение ШПД. У нас, по его словам, проникновение ШПД составляет 6%, а в скандинавских странах — 60%. Telenor планирует использовать транспортную сеть «Киевстара» для ШПД или приобрести отдельного оператора.
Но Telenor, несмотря на очень низкое проникновение ШПД, опаздывает с выводом данной услуги. Наш рынок более или менее укомплектован участниками. Первое и второе место, с долей чуть более 20%, достались «Укртелекому» и «Воле». За ними спешат «Голден Телеком», Datagroup, «Фарлеп-Оптима». Они начинают с помощью «последних миль» постепенно подбираться к богатым частным клиентам, живущим в элитных новостройках, коттеджных поселках. Денежный корпоративный клиент уже почти разобран.
На рынке фиксированной связи продвижение данной услуги имеет одну особенность. Для получения каждого клиента требуются отдельные средства (около $20 в крупных городах). Линии следует прокладывать максимально точно, чтобы в итоге не оказалось, что клиент переехал или он уже подключен к другому оператору. Если ШПД-подключение уже существует, вряд ли имеет смысл вести еще одну линию.
Наметились — как минимум — три крупных фиксированно-мобильных тандема. Самый первый fixed-mobile союз, которого следует ожидать уже в этом году,— Beeline (УРС) и «Голден Телеком». Российские материнские компании этих операторов недавно слились. О подробностях кооперации двух сетей в Украине будет известно уже на следующей неделе.
Тандем №2 — life:) («Астелит») и «Фарлеп-Оптима». Компании имеют общего инвестора — СКМ.
Тандем №3 — самый спекулятивный союз — «Укртелеком» и МТС. Руководство материнской компании МТС — российская АФК «Система» — прилагает сейчас все усилия, чтобы завладеть в конечном итоге фиксированным монополистом.
У «Системы», видимо, есть гораздо больше шансов на покупку «Укртелекома», чем у Telenor. Последняя открыто не заявляет о своем интересе в компании, но предпосылки для этого существуют — хотя бы желание развивать ШПД. Но норвежцы воюют со своими коллегами из России — компанией «Альфа» (миноритарный акционер «Киевстара»). На участие в тендере «Укртелекома» норвежцам нужно получить добро от россиян в любом случае, независимо от того, будет ли Telenor участвовать в приватизации через «Киевстар» или самостоятельно. Конца войне между Telenor и «Альфа» пока не предвидится, поэтому у МТС есть карт-бланш в игре за государственный провод. И «Киевстар», учитывая вероятные перспективы развития рынка, может оказаться без фиксированной поддержки.
После продажи «Укртелекома» на рынке останется только одна компания фиксированной связи с более или менее пристойными размерами абонентской базы и развитой современной инфраструктурой, которая могла бы стать союзником «Киевстара»,— Datagroup. Кстати, инвестор последней Александр Кардаков готовится к продаже компании. По его словам, предложения на покупку уже есть.
Станислав ЮРАСОВ, «Экономические Известия»