Tywonka
02.12.2007, 17:10
9 декабря 1997 года компания «Киевстар» начала предоставлять услуги мобильной связи. Именно в этот день она и празднует десятилетие на рынке. Хотя была зарегистрирована 2 сентября, а одноименное открытое акционерное общество, получившее мобильную лицензию, было создано еще тремя годами ранее. За десять лет из никому не известной фирмы, неожиданно для всех объявившейся на GSM-конкурсе, «Киевстар» превратился в крупнейшего украинского мобильного оператора. С более чем двадцатью тремя миллионами клиентов, двумя миллиардами долларов годового дохода и пятью с половиной тысячами сотрудников. Бессменный президент «Киевстара» Игорь ЛИТОВЧЕНКО поделился с «ЗН» результатами программы «Общение ради будущего», рассказал о роли телекоммуникаций в экономике и предположил, что оператор мог бы стать примером эффективности для всей Украины.
О политике и социальной ответственности
— В своих интервью вы часто цитируете одного из немецких политиков, который сказал, что «Siemens — это Германия: чем больше заказов будет у Siemens, тем больше рабочих мест и доходов будет у простых немцев». И предлагаете свою формулировку: «Киевстар» — это Украина». Не будет ли это преувеличением?
— Могу с полной уверенностью сказать, что это не преувеличение. Сейчас каждый второй житель страны пользуется нашими услугами. За десять лет мы построили компанию, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, является гордостью не только Украины, но и Европы.
Но если люди нам доверяют, значит, мы должны делать для людей еще больше. И мы решили пойти дальше простого меценатства, поддержки малоимущих и инвалидов. Главной задачей программы «Общение ради будущего» было «сформулировать», смоделировать само наше будущее. Путем социологических исследований и дискуссий мы узнали, каким его видят простые люди.
Когда появились первые итоги, мы поняли несколько важных вещей. Первое: украинцы не надеются на то, что кто-то «сделает» их будущее за них. Они готовы работать над своим будущим сами. Они лишь просят не мешать им реализовать свои собственные амбиции — правовые, социальные, экономические. Второе: исследование проходило по всей территории Украины. И оказалось, что люди, которые живут на Востоке, на Западе, в Крыму, в Киеве, думают во многом одинаково! Они отличаются друг от друга в этнокультурном отношении, но все они ставят перед собой абсолютно одинаковые задачи и имеют одинаковые ценности. Когда мы составляли «Карту будущего» (социологическое исследование «Видение населением Украины своего будущего», проведенное Киевским институтом социологии по заказу компании «Киевстар», см «ЗН» №41 от 3 ноября. – В.К.), оказалось, что и на Западе, и на Востоке на первое место в системе ценностей люди поставили семью и детей. На второе — здоровье, физическое и духовное. На третье — материальные ценности, работу и карьеру.
Сегодня, празднуя десятилетие своей работы, мы можем подвести определенный итог развития компании. И сказать, что мы не только лидеры, а служим, можем служить, должны служить примером развития подобного рода компаний, организации экономики, общества и страны в целом.
— Что именно из опыта вашей компании, из практики ее работы вы бы порекомендовали распространить на общественную и экономическую жизнь страны?
— Да взять хотя бы нашу историю. Когда «Киевстар» только начинал работать, на рынке не было технических специалистов мобильной связи. И нам приходилось привлекать из-за рубежа тех, кто обучал наших технарей. Ведь вначале задачей номер один было построение сети. Однако с течением времени акцент изменился: понадобились уже люди, которые умеют продавать созданный компанией продукт, — маркетологи.
Поменялся и стиль управления компанией. На стартовом этапе наиболее важны были личности, энтузиасты, которые горят идеей, готовы поставить четкие цели и задачи, объединить людей, сформировать коллектив единомышленников. Но когда «процесс пошел», приоритетными становятся не личности, а система — отработанные процедуры работы, которые должны быть четко прописаны и выполнение которых должно контролироваться. Сегодня в компании ни один контракт, ни одна рекламная кампания, ни один прием на работу, ни одна закупка не осуществляется без прохождения соответствующей процедуры.
— То есть, если следовать вашей логике, украинской экономике и политике пора переходить от этапа руководства личностей к этапу руководства процедур?
— По итогам социологических опросов, которые инициировал «Киевстар», выяснилось, что людям нужна стабильность в вопросах, связанных с социальной политикой, экономикой. Процедуры, или, применительно к стране, законы — это как раз и есть стабильность. Но, наверное, сегодня рано говорить, что Украина готова к «жизни по процедурам». К тому же страна меняется, поэтому должны модернизироваться и законы. А мы, со своей стороны, можем выступать в качестве экспертов, советников, помощников. Почему? Во-первых, потому что мы построили лидирующую на рынке общенациональную компанию, которая работает с лучшими показателями. С этим надо считаться. Значит, мы что-то знаем, у нас есть некоторый опыт, знания. Кроме того, у нас есть прямой доступ к подобным западным компаниям, и мы можем принести их опыт в Украину.
— А не хочет ли президент «Киевстара» выступить в роли политика? И начать претворять в жизнь свои идеи?
— Нет. Потому что бизнес должен быть отделен от политики. Это абсолютно разные вещи. Но мы готовы к диалогу с политиками, чтобы поделиться опытом, нашим и зарубежным. Но решение о начале такого диалога должны принимать сами политики. Навязывать свою точку зрения мы не будем. Мы хоть и лидеры, но остаемся одним из игроков на одном из сегментов рынка. И наше мнение — только одно из многих, которые могут быть.
— «Киевстар» — одна из первых компаний, которая начала предлагать серьезные программы социальной ответственности бизнеса. Однако ваши планы идут дальше: научить государство эффективному выполнению своих обязанностей. Не кажется ли вам, что социальные программы, наоборот, «расслабляют» государство, которое перестает заботиться о нуждающихся в надежде, что «Киевстар», «Интерпайп» и другие «подхватят»?
— Мы несем социальные обязательства уже несколько лет. У нас 15 «подшефных» школ-интернатов по всей Украине. Мы также ежегодно проводим Djuice-ГОЛ — всеукраинский детский чемпионат по футболу, в котором в нынешнем году приняло участие порядка двух тысяч школ со всей Украины. Еще один из наших проектов — «Мобильная культура», посвященный формированию культуры использования мобильной связи в обществе, к которому в этом году подключилось и Минобразования. Компания также оказывает помощь малоимущим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам войны, различным медицинским учреждениям. Это огромный спектр социальной деятельности «Киевстара».
Наша принципиальная позиция — если мы начали кому-то помогать, то помощь должна быть планомерной и долговременной.
Даже в программе «Общение ради будущего», посвященной десятилетию компании, есть серьезная социальная составляющая. Например, в июне-августе этого года мы провели серию круглых столов — брейнстормов. Мы собирали известных в Украине людей, которые являются лидерами мнений в различных сферах жизни общества. По сути, мы отработали модель принятия важных общественных решений, генерации совместных идей. Политики, общественные деятели, представители правительства с интересом смотрели на такой опыт.
Еще одно важное направление социальной ответственности — это наши сотрудники, которых более 5,5 тысячи человек. В нашем коллективе существует определенная культура поведения, и все мы разделяем определенную систему ценностей.
О политике и социальной ответственности
— В своих интервью вы часто цитируете одного из немецких политиков, который сказал, что «Siemens — это Германия: чем больше заказов будет у Siemens, тем больше рабочих мест и доходов будет у простых немцев». И предлагаете свою формулировку: «Киевстар» — это Украина». Не будет ли это преувеличением?
— Могу с полной уверенностью сказать, что это не преувеличение. Сейчас каждый второй житель страны пользуется нашими услугами. За десять лет мы построили компанию, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, является гордостью не только Украины, но и Европы.
Но если люди нам доверяют, значит, мы должны делать для людей еще больше. И мы решили пойти дальше простого меценатства, поддержки малоимущих и инвалидов. Главной задачей программы «Общение ради будущего» было «сформулировать», смоделировать само наше будущее. Путем социологических исследований и дискуссий мы узнали, каким его видят простые люди.
Когда появились первые итоги, мы поняли несколько важных вещей. Первое: украинцы не надеются на то, что кто-то «сделает» их будущее за них. Они готовы работать над своим будущим сами. Они лишь просят не мешать им реализовать свои собственные амбиции — правовые, социальные, экономические. Второе: исследование проходило по всей территории Украины. И оказалось, что люди, которые живут на Востоке, на Западе, в Крыму, в Киеве, думают во многом одинаково! Они отличаются друг от друга в этнокультурном отношении, но все они ставят перед собой абсолютно одинаковые задачи и имеют одинаковые ценности. Когда мы составляли «Карту будущего» (социологическое исследование «Видение населением Украины своего будущего», проведенное Киевским институтом социологии по заказу компании «Киевстар», см «ЗН» №41 от 3 ноября. – В.К.), оказалось, что и на Западе, и на Востоке на первое место в системе ценностей люди поставили семью и детей. На второе — здоровье, физическое и духовное. На третье — материальные ценности, работу и карьеру.
Сегодня, празднуя десятилетие своей работы, мы можем подвести определенный итог развития компании. И сказать, что мы не только лидеры, а служим, можем служить, должны служить примером развития подобного рода компаний, организации экономики, общества и страны в целом.
— Что именно из опыта вашей компании, из практики ее работы вы бы порекомендовали распространить на общественную и экономическую жизнь страны?
— Да взять хотя бы нашу историю. Когда «Киевстар» только начинал работать, на рынке не было технических специалистов мобильной связи. И нам приходилось привлекать из-за рубежа тех, кто обучал наших технарей. Ведь вначале задачей номер один было построение сети. Однако с течением времени акцент изменился: понадобились уже люди, которые умеют продавать созданный компанией продукт, — маркетологи.
Поменялся и стиль управления компанией. На стартовом этапе наиболее важны были личности, энтузиасты, которые горят идеей, готовы поставить четкие цели и задачи, объединить людей, сформировать коллектив единомышленников. Но когда «процесс пошел», приоритетными становятся не личности, а система — отработанные процедуры работы, которые должны быть четко прописаны и выполнение которых должно контролироваться. Сегодня в компании ни один контракт, ни одна рекламная кампания, ни один прием на работу, ни одна закупка не осуществляется без прохождения соответствующей процедуры.
— То есть, если следовать вашей логике, украинской экономике и политике пора переходить от этапа руководства личностей к этапу руководства процедур?
— По итогам социологических опросов, которые инициировал «Киевстар», выяснилось, что людям нужна стабильность в вопросах, связанных с социальной политикой, экономикой. Процедуры, или, применительно к стране, законы — это как раз и есть стабильность. Но, наверное, сегодня рано говорить, что Украина готова к «жизни по процедурам». К тому же страна меняется, поэтому должны модернизироваться и законы. А мы, со своей стороны, можем выступать в качестве экспертов, советников, помощников. Почему? Во-первых, потому что мы построили лидирующую на рынке общенациональную компанию, которая работает с лучшими показателями. С этим надо считаться. Значит, мы что-то знаем, у нас есть некоторый опыт, знания. Кроме того, у нас есть прямой доступ к подобным западным компаниям, и мы можем принести их опыт в Украину.
— А не хочет ли президент «Киевстара» выступить в роли политика? И начать претворять в жизнь свои идеи?
— Нет. Потому что бизнес должен быть отделен от политики. Это абсолютно разные вещи. Но мы готовы к диалогу с политиками, чтобы поделиться опытом, нашим и зарубежным. Но решение о начале такого диалога должны принимать сами политики. Навязывать свою точку зрения мы не будем. Мы хоть и лидеры, но остаемся одним из игроков на одном из сегментов рынка. И наше мнение — только одно из многих, которые могут быть.
— «Киевстар» — одна из первых компаний, которая начала предлагать серьезные программы социальной ответственности бизнеса. Однако ваши планы идут дальше: научить государство эффективному выполнению своих обязанностей. Не кажется ли вам, что социальные программы, наоборот, «расслабляют» государство, которое перестает заботиться о нуждающихся в надежде, что «Киевстар», «Интерпайп» и другие «подхватят»?
— Мы несем социальные обязательства уже несколько лет. У нас 15 «подшефных» школ-интернатов по всей Украине. Мы также ежегодно проводим Djuice-ГОЛ — всеукраинский детский чемпионат по футболу, в котором в нынешнем году приняло участие порядка двух тысяч школ со всей Украины. Еще один из наших проектов — «Мобильная культура», посвященный формированию культуры использования мобильной связи в обществе, к которому в этом году подключилось и Минобразования. Компания также оказывает помощь малоимущим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам войны, различным медицинским учреждениям. Это огромный спектр социальной деятельности «Киевстара».
Наша принципиальная позиция — если мы начали кому-то помогать, то помощь должна быть планомерной и долговременной.
Даже в программе «Общение ради будущего», посвященной десятилетию компании, есть серьезная социальная составляющая. Например, в июне-августе этого года мы провели серию круглых столов — брейнстормов. Мы собирали известных в Украине людей, которые являются лидерами мнений в различных сферах жизни общества. По сути, мы отработали модель принятия важных общественных решений, генерации совместных идей. Политики, общественные деятели, представители правительства с интересом смотрели на такой опыт.
Еще одно важное направление социальной ответственности — это наши сотрудники, которых более 5,5 тысячи человек. В нашем коллективе существует определенная культура поведения, и все мы разделяем определенную систему ценностей.